Пранаяма – дыхание для
здоровья и самосознания
Говоря простыми словами, пранаяма – это дыхательные упражнения. Слово
«прана» обозначает жизненную силу, а «яма» значит контроль. Таким образом,
пранаяма – это обретение контроля над нашей жизненной силой. Есть и другое
толкование, в соответствии с которым пра – это основополагающий элемент, на –
жизнь, а аяма – расширение, и отсюда пранаяма значит расширение основополагающего
жизненного элемента, а именно жизненной силы и сознания.
Йога – это наука, которая позволяет контролировать ум для достижения более высоких уровней сознания (вопреки расхожему заблуждению, йога не сводится только к набору физических упражнений, обычно называемых асанами). Более высокий уровень сознания предполагает развитие интеллекта и переживание более глубокой и всеохватывающей любви и участия к тому, что нас окружает.
Большинство из нас считают, что дыхание – это что-то само собой разумеющееся, и, как правило, мы не обращаем на него внимание, но мы можем дышать непроизвольно, а можем контролировать дыхание и управлять им. Большинство людей, за исключением очень редких йогинов, дышат непроизвольно, однако такие йогины способны управлять дыханием, и полностью контролируют каждый свой вдох и выдох.
Современная система образования призвана пробудить в нас интерес к познанию, но на деле оказывается, что у нас не получается исследовать и постичь то, что нельзя измерить с помощью приборов. И хотя на сегодняшний день существуют очень сложные механизмы и усовершенствованные технологии, находящие широкое применение, есть множество вещей, которые нельзя измерить с их помощью. Новейшее оборудование позволяет с помощью спутников и других космических технологий фотографировать и производить видеосъемку событий, происходящих в других частях света, и мгновенно передавать полученные сведения на Землю. Но может ли вся эта сложная техника измерить, насколько сильно ваш супруг любит вас? Эмоции все еще трудно поддаются измерению.
Приборы последнего слова техники способны измерять дыхание, но их возможности тем не менее ограничены. С позиции йоги, дыхание, как и многое другое, нельзя измерить методами современной науки, более того, понимание того, как влияет на человека качество дыхания, в науке отсутствует. Единственный инструмент-измеритель дыхания – это ум человека. У дыхания есть характерное свойство: оно может становиться тонким, едва уловимым, если регулярно заниматься пранаямой. Ум, в свою очередь, тоже становится тонким и поэтому может и дальше созерцать дыхание. В миру считается, что хороший ум – это острый ум. Тонкий, сосредоточенный ум – вот что ценится в йоге. Дыханием в йогической науке занимаются две дисциплины. Одна учит, как контролировать дыхание с помощью различных физических упражнений. Это пранаяма. Вторая имеет дело с психосоматическим комплексом практик. Это наука дыхательных ритмов Шив Свародайа, или Свар Йога.
Я также хотел бы отметить, что все техники, касающиеся дыхания и сосредоточения на дыхании, не являются ритуалами религиозного поклонения и существуют вне всякой религии. Дыхание есть дыхание, сознание, чистая жизненная сила, а не что-то из христианского, индуистского, иудаистского или мусульманского вероисповедания или чего-либо еще. Дыхание – это жизненная сила, потому что нет жизни, если нет дыхания.
Важность дыхания глубоко осознали риши, сиддхи и адепты йоги. Эти люди проводили разные опыты с дыханием, открывали новые техники и совершенствовали их. Эти практики передавались из поколения в поколение от гуру к ученикам (Гуру Шишья Парампара), сохранились и так же выполняются и сегодня.
Пранаяма – это наука сознательного управления дыханием. Можно просто сказать, что пранаяма – это дыхательные упражнения. В “Йога Сутрах” махариши Патанджали представил йогу как процесс, состоящий из последовательных восьми ступеней (аштанга йога). Последовательность эта такова: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Каждый уровень – это опора следующего. Поэтому, логически рассуждая, можно прийти к выводу, что каждый уровень приводит к следующему. Самый важный результат, который приносят практики йоги, – это созерцательное состояние, медитация. Это не гиперактивность, а спокойное, сосредоточенное состояние ума, ума контролирующего свои проявления, а не ума, наполненного бессвязными мыслями об удовольствиях.
Вот что может дать регулярное занятие пранаямой:
Йога – это наука, которая позволяет контролировать ум для достижения более высоких уровней сознания (вопреки расхожему заблуждению, йога не сводится только к набору физических упражнений, обычно называемых асанами). Более высокий уровень сознания предполагает развитие интеллекта и переживание более глубокой и всеохватывающей любви и участия к тому, что нас окружает.
Большинство из нас считают, что дыхание – это что-то само собой разумеющееся, и, как правило, мы не обращаем на него внимание, но мы можем дышать непроизвольно, а можем контролировать дыхание и управлять им. Большинство людей, за исключением очень редких йогинов, дышат непроизвольно, однако такие йогины способны управлять дыханием, и полностью контролируют каждый свой вдох и выдох.
Современная система образования призвана пробудить в нас интерес к познанию, но на деле оказывается, что у нас не получается исследовать и постичь то, что нельзя измерить с помощью приборов. И хотя на сегодняшний день существуют очень сложные механизмы и усовершенствованные технологии, находящие широкое применение, есть множество вещей, которые нельзя измерить с их помощью. Новейшее оборудование позволяет с помощью спутников и других космических технологий фотографировать и производить видеосъемку событий, происходящих в других частях света, и мгновенно передавать полученные сведения на Землю. Но может ли вся эта сложная техника измерить, насколько сильно ваш супруг любит вас? Эмоции все еще трудно поддаются измерению.
Приборы последнего слова техники способны измерять дыхание, но их возможности тем не менее ограничены. С позиции йоги, дыхание, как и многое другое, нельзя измерить методами современной науки, более того, понимание того, как влияет на человека качество дыхания, в науке отсутствует. Единственный инструмент-измеритель дыхания – это ум человека. У дыхания есть характерное свойство: оно может становиться тонким, едва уловимым, если регулярно заниматься пранаямой. Ум, в свою очередь, тоже становится тонким и поэтому может и дальше созерцать дыхание. В миру считается, что хороший ум – это острый ум. Тонкий, сосредоточенный ум – вот что ценится в йоге. Дыханием в йогической науке занимаются две дисциплины. Одна учит, как контролировать дыхание с помощью различных физических упражнений. Это пранаяма. Вторая имеет дело с психосоматическим комплексом практик. Это наука дыхательных ритмов Шив Свародайа, или Свар Йога.
Я также хотел бы отметить, что все техники, касающиеся дыхания и сосредоточения на дыхании, не являются ритуалами религиозного поклонения и существуют вне всякой религии. Дыхание есть дыхание, сознание, чистая жизненная сила, а не что-то из христианского, индуистского, иудаистского или мусульманского вероисповедания или чего-либо еще. Дыхание – это жизненная сила, потому что нет жизни, если нет дыхания.
Важность дыхания глубоко осознали риши, сиддхи и адепты йоги. Эти люди проводили разные опыты с дыханием, открывали новые техники и совершенствовали их. Эти практики передавались из поколения в поколение от гуру к ученикам (Гуру Шишья Парампара), сохранились и так же выполняются и сегодня.
Пранаяма – это наука сознательного управления дыханием. Можно просто сказать, что пранаяма – это дыхательные упражнения. В “Йога Сутрах” махариши Патанджали представил йогу как процесс, состоящий из последовательных восьми ступеней (аштанга йога). Последовательность эта такова: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Каждый уровень – это опора следующего. Поэтому, логически рассуждая, можно прийти к выводу, что каждый уровень приводит к следующему. Самый важный результат, который приносят практики йоги, – это созерцательное состояние, медитация. Это не гиперактивность, а спокойное, сосредоточенное состояние ума, ума контролирующего свои проявления, а не ума, наполненного бессвязными мыслями об удовольствиях.
Вот что может дать регулярное занятие пранаямой:
1. ум очищается;
2. легче достичь сосредоточения;
3. если выполнять пранаяму правильно, то она способствует избавлению от
заболеваний тела и ума;
4. снижается кровяное давление;
5. известно много случаев, когда люди теряли избыточный вес;
6. исчезают психосоматические
заболевания;
7. пранаяма облегчает течение и излечивает болезни легких, в том числе
астму;
8. если заниматься регулярно, увеличивается продолжительность жизни;
9. пранаяма снимает стресс с тела и ума;
10. перемены настроения легче поддаются контролю;
11. проходит депрессия;
12. внимание острее становится;
13. проходит напряжение;
14. улучшается память;
15. становится проще достичь состояния покоя;
16. становится легче искоренять вредные привычки и развивать в себе
полезные;
17. дедает человека более работоспособным и эффективным;
18. пранаяма помогает установить контроль над умом;
19. пранаяма – это помощь на духовном пути. Занимаясь ей, проще
достичь мира внутри себя;
20. пранаяма концентрирует жизненную силу, или прану;
21. помогает пробуждать Кундалини Шакти;
22. становится возможным достичь более глубоких уровней созерцания;
23. укрепляется самосознание, что ведет за собой улучшение умственных
способностей.
Пранаяма – это наука, и к ней нужно относиться соответственно. Нужно
точно и тщательно выполнять все практики, чтобы эффект был длительным.
Если внимательно вчитаться в “Йога Сутры”, то выяснится, что асана – это удобное устойчивое положение, в котором комфортно находиться. В трактовке Патанджали, пранаяма – это контроль над праной. В “Йога Сутрах” говорится о замедлении дыхания через его утончение и о постепенному переходу к более тонким уровням сознания и в конце концов к состоянию ниродха, или полному успокоению ума. С другой стороны, “Хатха Йога Прадипика” рассказывает о криях, или о техниках и процессе управления телом и праной и посредством этого – умом. Кстати, “Йога Сутры” дают такое определение крия йоге: это тапас, свадхьяя и ишварпранидхана. Это вовсе не та форма крия йоги, состоящая из хатха йоги и пранаямы, как большинство людей привыкли считать.
Благодаря моим наставникам и тем посвящениям, которые я получил в традиции, я научился достигать спокойного, созерцательного состояния через эти практики. Если все делать правильно, то телом и умом можно почувствовать плавное течение энергии. Ум успокаивается и становится тонким, а затем приходит желание созерцать, насладиться тишиной. Эта тишина приходит как результат практики пранаямы, это пратьяхара, это тишина, когда ничто внешнее не может отвлечь его. Пранаяма – это замечательная практика, помогающая углубить это медитативное состояние. Говоря простыми словами, медитация – это успокоение ума.
Мне не раз приходилось быть свидетелем споров относительно того, необходимо ли практиковать различные асаны, прежде чем приступать к пранаяме. Между тем, слово асана широко употребляется в нескольких значениях: 1) положение тела, когда человек сидит; 2) физические упражнения и позы; 3) ткань или сиденье, на котором сидит человек, занимающийся духовными практиками. В “Йога Сутрах” читаем следующее определение: асана – это удобное устойчивое положение тела. Существует много простых сидячих поз, не требующих выдающихся умений, например Ваджрасана и Сукхасана. В этих асанах можно находиться достаточно долго, и для их выполнения не требуется специальных навыков, практики хатха йоги. Хотя если вы занимаетесь хатха йогой для укрепления здоровья, то эта практика будет способствовать целостному развитию личности. Можно даже просто сидеть на стуле с прямым позвоночником и выполнять практику пранаямы. Заниматься можно всем, кроме детей до 14-15 лет (им тоже можно заниматься, но строго под руководством опытного учителя) и людей с необычными физическими дефектами. Есть настолько простые упражнения, что ими можно заниматься даже лежа на кровати.
Если внимательно вчитаться в “Йога Сутры”, то выяснится, что асана – это удобное устойчивое положение, в котором комфортно находиться. В трактовке Патанджали, пранаяма – это контроль над праной. В “Йога Сутрах” говорится о замедлении дыхания через его утончение и о постепенному переходу к более тонким уровням сознания и в конце концов к состоянию ниродха, или полному успокоению ума. С другой стороны, “Хатха Йога Прадипика” рассказывает о криях, или о техниках и процессе управления телом и праной и посредством этого – умом. Кстати, “Йога Сутры” дают такое определение крия йоге: это тапас, свадхьяя и ишварпранидхана. Это вовсе не та форма крия йоги, состоящая из хатха йоги и пранаямы, как большинство людей привыкли считать.
Благодаря моим наставникам и тем посвящениям, которые я получил в традиции, я научился достигать спокойного, созерцательного состояния через эти практики. Если все делать правильно, то телом и умом можно почувствовать плавное течение энергии. Ум успокаивается и становится тонким, а затем приходит желание созерцать, насладиться тишиной. Эта тишина приходит как результат практики пранаямы, это пратьяхара, это тишина, когда ничто внешнее не может отвлечь его. Пранаяма – это замечательная практика, помогающая углубить это медитативное состояние. Говоря простыми словами, медитация – это успокоение ума.
Мне не раз приходилось быть свидетелем споров относительно того, необходимо ли практиковать различные асаны, прежде чем приступать к пранаяме. Между тем, слово асана широко употребляется в нескольких значениях: 1) положение тела, когда человек сидит; 2) физические упражнения и позы; 3) ткань или сиденье, на котором сидит человек, занимающийся духовными практиками. В “Йога Сутрах” читаем следующее определение: асана – это удобное устойчивое положение тела. Существует много простых сидячих поз, не требующих выдающихся умений, например Ваджрасана и Сукхасана. В этих асанах можно находиться достаточно долго, и для их выполнения не требуется специальных навыков, практики хатха йоги. Хотя если вы занимаетесь хатха йогой для укрепления здоровья, то эта практика будет способствовать целостному развитию личности. Можно даже просто сидеть на стуле с прямым позвоночником и выполнять практику пранаямы. Заниматься можно всем, кроме детей до 14-15 лет (им тоже можно заниматься, но строго под руководством опытного учителя) и людей с необычными физическими дефектами. Есть настолько простые упражнения, что ими можно заниматься даже лежа на кровати.
Подлинным духовным практикам сопутствует расслабление тела и ума.
Благодаря этому исчезают причины многих заболеваний, кроющиеся в психике.
Пранаяма, медитация и хатха йога помогают победить заболевания сердца и другие
недуги, справиться со стрессом. Пранаяма оказывает неоценимую помощь и тем, кто
страдает астмой и другими легочными болезнями.
Еще один сопутствующий практике пранаямы фактор: если выполнять все
упражнения правильно, продолжительность жизни заметно увеличивается. В 2000
году я встретил одного йогина, который занимался пранаямой и крия йогой. Тогда
ему было около 165 лет. Ключ к секрету долголетия кроется в способности
контролировать прану.
С другой стороны, если делать упражнения неправильно, то воздействие может стать пагубным. Вот почему важно учиться пранаяме у настоящего мастера, у того, кто получил эти знания через традицию. Ведь в практике возникают очень важные, ключевые для человека моменты, когда необходимо наставление искусного учителя. Я встречал людей, долго занимающихся пранаямой без должного руководства, и замечал, что они совершают много ошибок. Кто-то скажет: как можно ошибиться с дыханием? Тем не менее, ошибки случаются. Пранаяма – это очень могущественная практика, и результат очень скоро дает о себе знать. А чем мощнее практика, тем больше вероятность, что даже пустяковая ошибка может принести серьезный вред. Ум очень тесно связан с дыханием. Кстати, йогины говорят, что дыхание и ум – это две стороны одной медали. Так что перемена в ритме дыхания повлечет за собой перемены в уме. Если долго дышать неправильно, могут появиться проблемы с телом и умом, тогда как правильное дыхание устраняет такие проблемы. Ум, тело и дыхание тесно взаимосвязаны. Если изменить что-то одно, обязательно изменится и другое, что, однако, не значит, что можно что-то развивать, а что-то совсем забросить. И ум, и тело, и дыхание равно нуждаются во внимании.
С другой стороны, если делать упражнения неправильно, то воздействие может стать пагубным. Вот почему важно учиться пранаяме у настоящего мастера, у того, кто получил эти знания через традицию. Ведь в практике возникают очень важные, ключевые для человека моменты, когда необходимо наставление искусного учителя. Я встречал людей, долго занимающихся пранаямой без должного руководства, и замечал, что они совершают много ошибок. Кто-то скажет: как можно ошибиться с дыханием? Тем не менее, ошибки случаются. Пранаяма – это очень могущественная практика, и результат очень скоро дает о себе знать. А чем мощнее практика, тем больше вероятность, что даже пустяковая ошибка может принести серьезный вред. Ум очень тесно связан с дыханием. Кстати, йогины говорят, что дыхание и ум – это две стороны одной медали. Так что перемена в ритме дыхания повлечет за собой перемены в уме. Если долго дышать неправильно, могут появиться проблемы с телом и умом, тогда как правильное дыхание устраняет такие проблемы. Ум, тело и дыхание тесно взаимосвязаны. Если изменить что-то одно, обязательно изменится и другое, что, однако, не значит, что можно что-то развивать, а что-то совсем забросить. И ум, и тело, и дыхание равно нуждаются во внимании.
Пранаяма берет свое начало в системе йоги в Индии. В настоящее время
пранаяма стала необычайно популярной во всем мире, хоть ей и дают самые разные
имена. Даже врачи прибегают к ее методам для лечения людей, особенно тех, кто
страдает заболеваниями сердца. Но, к сожалению, не все учителя поступают
правильно, когда передают эти знания своим ученикам, так как те не прошли
систематическое обучение, необходимое для выполнения упражнений пранаямы.
Измените даже что-то на первый взгляд незначительное, и окажется, что перемена
затронула очень многое. Измените курс самолета только на один градус, и вы
приземлитесь совсем не там, где хотели очутиться. Поэтому все упражнения
пранаямы надо выполнять точно и аккуратно. Вот пример: задержка дыхания
воздействует на частоту пульса, дает нагрузку на сердце и позвоночник. Поэтому
тем, у кого есть проблемы с сердцем, не рекомендуется задерживать дыхание. В
нашей традиции это вообще редко применяется.
Еще один вопрос, который касается любой системы передачи знаний и в
особенности системы духовных практик, – это вопрос отношений ученика и учителя.
Все духовные практики должны передаваться учителем по линии определенной
традиции. Одна из причин тому – это гарантия того, что техника, переданная
ученику, правильная. Многие придают этому чрезмерное значение и пренебрегают
другими соображениями. У учителя выше уровень сознания. Ученики такого учителя
тоже могут перейти на новый уровень своего сознания. Если же заниматься самому,
то потребуется очень много времени, чтобы достигнуть таких глубин. Кроме того,
у учителя есть опыт, ведь он сам выполнял когда-то то, чему сейчас учит своих
студентов. Этот опыт нужен, чтобы понять, когда вовремя остановиться. У каждого
своя мера, своя ситуация, и практика должна подходить ученику. Иначе можно
ошибиться, сделать слишком много или прекратить практику слишком рано. Учитель
видит, в каком состоянии находится ученик и что ему нужно, он подскажет, что
нужно делать и чего избегать. Он вовремя даст новые практики и уберет старые.
Без учителя духовный путь становится путем проб и ошибок, и за него придется
дорого заплатить. Без наставлений учителя цена пранаямы и большинства духовных
практик – здоровье и благополучие человека. Как говорят, если знание слишком
дорого, то лучше неведение.
Многие люди полагают, что дыхание – это что-то, само собой разумеющееся, и почти никогда не обращают на него внимание. При этом большинство людей дышат неправильно. Обычно дыхание неглубокое, задействована лишь грудная клетка. Другая крайность: дыхание вызывает движение нижней части живота, в то время как правильное дыхание – диафрагмальное. Существуют специальные упражнения, например, такие, как дыхание с мешочком песка на верхней части живота или асаны, призванные сделать наше дыхание правильным. Понаблюдайте за младенцем, и вы увидите, что его дыхание диафрагмальное. Но, вырастая, человек перестает дышать правильно и считает, что это непроизвольная функция организма. Диафрагмальное дыхание способствует более эффективному газообмену и укреплению здоровья, тогда как неправильное дыхание частично ведет к различным заболеваниям.
Многие люди полагают, что дыхание – это что-то, само собой разумеющееся, и почти никогда не обращают на него внимание. При этом большинство людей дышат неправильно. Обычно дыхание неглубокое, задействована лишь грудная клетка. Другая крайность: дыхание вызывает движение нижней части живота, в то время как правильное дыхание – диафрагмальное. Существуют специальные упражнения, например, такие, как дыхание с мешочком песка на верхней части живота или асаны, призванные сделать наше дыхание правильным. Понаблюдайте за младенцем, и вы увидите, что его дыхание диафрагмальное. Но, вырастая, человек перестает дышать правильно и считает, что это непроизвольная функция организма. Диафрагмальное дыхание способствует более эффективному газообмену и укреплению здоровья, тогда как неправильное дыхание частично ведет к различным заболеваниям.
Если вы пронаблюдаете свое дыхание, вы заметите, что вам легче дышится
то через одну ноздрю, то через другую. Это изменение периодическое, оно
происходит через 1 – 2, 5 часа. Если бы вы регулярно созерцали свое дыхание, то
вы бы обнаружили, что сначала вдох и выдох активнее, но со временем дыхание
становится тонким и легким. Вы бы также подметили, что у дыхания разные ритмы и
длительность, оно может быть грубым и мягким. И наступает такой момент, когда
дыхание настолько тонкое, что ум с трудом улавливает его. Наблюдение за
дыханием ведет к тому, что оно становится все тоньше и в какой-то миг и вовсе
исчезает. Как мы сами убедились, важно понимать дыхательный процесс. Об этом
можно много говорить.
Если бы мы понаблюдали за формой дыхания, мы бы осознали, что дыхание меняет свою форму во время различных видов деятельности. Например, дыхание становится длиннее и тяжелее во время сна. Когда мы бегаем, мы можем наблюдать, что наше дыхание становится тяжелее и со временем короче по мере того, как нам начинает не хватать кислорода. Когда мы просыпаемся, после сна большая часть разума спокойная и отдохнувшая, таким же образом после пробежки большинство людей находят свой разум более умиротворенным.
Если бы мы понаблюдали за формой дыхания, мы бы осознали, что дыхание меняет свою форму во время различных видов деятельности. Например, дыхание становится длиннее и тяжелее во время сна. Когда мы бегаем, мы можем наблюдать, что наше дыхание становится тяжелее и со временем короче по мере того, как нам начинает не хватать кислорода. Когда мы просыпаемся, после сна большая часть разума спокойная и отдохнувшая, таким же образом после пробежки большинство людей находят свой разум более умиротворенным.
Именно перемена в длине дыхания успокаивает наш разум. Длительная
прогулка на открытом воздухе также часто успокаивает разум, но
большинство из нас фокусируется на физическом аспекте прогулки, и почти никто
не придает какого-либо значения изменению формы дыхания, но в реальности во
время прогулки форме дыхания свойственно меняться.
Некоторые исследователи утверждают, что пранаяма помогает тем, что
насыщает тело кислородом, и, по мере того как мы дышим глубже, мы получаем
больше кислорода. Они считают, что это успокаивает разум. На самом деле это не
совсем так. Одним из эффектов, достигаемых при помощи пранаямы посредством
упражнений глубокого дыхания и других техник, является расширение и увеличение
объема легких. Поскольку это касается уровня содержания кислорода, большинство
людей сосредотачиваются на кислороде, но забывают, что, в то же время
происходит обмен между кислородом и углекислым газом. По мере того как дыхание
становится глубже, мы вдыхаем больше кислорода и, в то же время, происходит
накопление углекислого газа так как процесс обмена – это продолжительный
процесс. Объем кислорода и углекислого газа в легких ограничен, но еще более
ограничен объем кислорода и углекислого газа, который может удерживать кровь.
Если уровень кислорода в крови падает ниже допустимой нормы, человек
заболевает. Человек с пониженным уровнем кислорода имеет проблемы со здоровьем,
такие как астма и эмфизема.
Существуют особые, и, в то же время, простые техники для снижения уровня
углекислого газа, азота и прочих токсинов которые могут накапливаться в крови.
Многие из этих газов хоть и присутствуют в воздухе в небольших количествах,
являются токсинами для организма и, когда мы вдыхаем воздух, мы также вдыхаем и
эти газы. Кроме того, в воздухе присутствуют другие токсины и загрязнения,
созданные человеком. В дополнение к этому многие люди подвергаются опасностям
для здоровья в связи с их работой, а некоторые, кроме прочего, имеют еще дурные
привычки вроде курения.
Важно вывести эти вредные смеси как из нашего кровяного потока, так и из
нашего тела.
Как я указал, техники глубокого дыхания в пранаяме успокаивают разум.
Это не просто физиологический эффект насыщения крови кислородом, так как
существует более глубокая связь между телом и разумом. Разум в психологии йоги
понимается как энергетическое поле, разум это не мозг который есть физическая
сущность. Разум состоит из нескольких каналов разума, один из таких каналов
называется «Нади». Часто в аюрведической и другой литературе можно увидеть
использование термина нади для обозначения нервных каналов и артерий. Большая
часть древней литературы написана на санскрите. В отношении аюрведической и
другой подобной литературы это также верно, однако многие люди не осознают, что
один и тот же термин в санскрите может использоваться в разных местах с разными
значениями. С точки зрения йогической литературы термин нади может быть
переведен как «путь в уме».
Пранаяма оказывает очищающее воздействие на эти каналы, которые мы
называем нади, что в свою очередь ведет к эффекту успокоения ума.
В соответсвии с Горакша Самхита и Хатха Йога Прадипика существует 72 000 нади в то
время как в соответствии с Прапачсара Тантра существует 300 000 нади. В
то же время Шива Самхита утверждает о существовании 350 000 нади. В
соответствии с йогическим, тантрическим, а также ведическим пониманием
существует множество слоев или оболочек, составляющих наш ум. Возможно, тексты
рознятся в своих подсчетах в связи с различием подсчета нади внутри разных
слоев ума. Даже если мы возьмем самое минимальное количество, станет понятно,
что структура сравнима по сложности с целым городом. Очищение даже 72 000 каналов
это не простая задача. Существуют особое упражнение названые Нади Шодхана
которые выполняются для очищения нади. Это упраждение имеет около 96 вариаций
и, как правило, йоги знают не менее трех из них. Упражнение само по себе может
быть выполнено как в малой форме, так и в расширенной. Обычно многие йоги
выполняют его не менее трех раз в день.
Все духовные практики ассоциируются с Кундалини Шакти. Пранаяма также
ассоциируется с кундалини. Существует два типа кундалини называемые Самашти или
«общая» и Вьяшти или «индивидуальная». Энергия кундалини может быть понята как
скрытая энергия. Скрытая энергия, присутсвующая во всем творении, и скрытая
энергия в индивидуальном теле ума дживы (индивидуальная сущности). Регулярная практика
пранямы пробуждает также и кундалини. Некоторые люди могу почувствовать
пробуждение этой энергии как вибрации, пульсацию как что-то бегущее по его
телу, как что-то бегущее по позвоночнику снизу вверх. Иногда как просто
движение в теле, как энергия, как электрическое напряжение или поток и т.д.
Существует множество других ощущений, которые могут проявиться. Классически, мы
находим, что большинство писаний говорит нам, что когда кундалини просыпается,
мы чувствуем поток, текущий с нижней точки позвоночника (муладхара чакра) к
макушке головы (сахасрары чакра). Но на практике это может быть иначе. Обычно
анахата чакра или психический центр на позвоночнике на уровне
сердца может пробудиться первым. Пробужденная кундалини ведет к очень быстрому
изменению и трансформации личности, интеллектуальных способностей и духовному
развитию индивидуума.
Внутри ума находится три основных канала или нади. Они называются
Пингала (солнечный канал на правой стороне тела), Ида (лунный канал на левой
стороне тела) и Сушумна (центральный канал с пламенной энергией). Эти каналы на
языке йоги также называются Ямуна, Ганга и Сарасвати. С духовной перспективы
пранаяма нацелена на пробуждение Сушумны, таким образом, искатель
имеет возможность медитировать, в то время как энергия, протекающая сквозь этот
канал поднимает сознание. Нади Шодхана оказывает активирующий эффект на
Сушумну. Сушумна это центральный канал (нади), через который Кундалини Шакти
поднимается. Сушумна это также единственный канал, который ведет нас к
Просветлению и Освобождению.
Внутри ума есть энергии, называемые праной. Существует множество
разновидностей известных как Прана Вайю. Основные пять разновидностей известны
как Апана Вайю, Вьяна Вайю, Самана Вайю, Прана Вайю и Удана Вайю. Термин Вайю
здесь означает энергию или поток. Все эти Вайю отвечают за различные функции.
Апана Вайю распроряжается выделением, оно имеет идущее вниз движение, Вьяна
Вайю отвечает за сексуальные функции, за распространение жидкостей и праны в
теле, Сама Вайю отвечает за пищеварение, Прана Вайю за баланс потоков в области
сердца и Удана Вайю присутсвует в шее и голове. Удана Вайю помогает высвободить
прану во время смерти. Эти Прана Вайю могут контролироваться пранаямой. Чтобы
лучше почувствовать Вайю, а также высокие результаты пранаямы, большинство
людей должны тренироваться в течение долгого периода.
Обычно во время нашей жизни каждый день одна половина мозга активна, и у
большинства людей одна половина мозга доминирует в поведении и выполняемых
действиях. Древние мудрецы Индии, зная об этом факте, разработали дыхательные
упражнения для выравнивания и для активации обоих половин нашего мозга. Одно из
таких упражнений и называется Нади Шодхана, другое Анулом Вилом. Регулярная
практика пробуждает обе половины ума, тем самым делая более активным,
сбалансированным и сосредоточенным на необходимой деятельности, делая нас более
эффективными.
Один из наиболее удивительный эффектов пранаямы, который проявляется
после регулярных практик и часто может наблюдаться даже после десяти часов
практики, это заметное снижение стресса у практикующего. Ум становится
очищенным от токсинов и депрессии. Каждый вдох приносит свежую жизненную
энергию, каждый выдох выводит токсины. Глубокое дыхание успокаивает ум, и
каждый выдох выбрасывает часть негативных тенденций в уме.
Один студент обнаружил, что его отношение с женой улучшились после одной
недельной практики в нашей группе. Его разум стал спокоен и чист, он научился
контролировать свой темперамент и ум. Он стал менее гневливым и гораздо более
счастливым. Другой студент пришел к нам в состоянии такого стресса, что даже не
мог улыбаться. После 30-40 часов практики пранаямы и других техник на его лице
стала часто появляться улыбка. Он преобразился физически и стал более
расслабленным. Снижение стресса ведет к нормализации кровяного давления, а
также к улучшению общего самочувствия. Существует специальная техника пранаямы,
известная как Ма Ун пранаяма, которая снижает частоту пульса, что ведет также к
снижению кровяного давления.
Многие слышали о людях способных к экстрасенсорному восприятию,
проявленному во множествах разных форм. Считается, что по мере того как ум
становится чище, он начинает действовать подобно зеркалу, в котором отражаются
впечатления другого ума так же, как в некоторых случаях события прошлого или
будущего. Несмотря на то, что традиция йоги смотрит на такие «особые»
способности свысока, регулярная практика пранаямы, медитация и другие техники
ведут к развитию этих способностей.
В обычной жизни большинство людей тратит менее 4-5 секунд на каждый
вдох. Одно дыхание – это одновременно и вдох и выдох. Таким образом, мы можем
сказать, что каждый выдох, и каждый вдох занимает порядка двух секунд. На
практике вдох может быть еще меньше. В среднем человек делает вдох около 21 600 раз в
день.
По мере того как мы дышим, мы повторяем мантру Сохам естественным
образом. На этом основана Сохам Крия.
Среди большинства важных упражнений пранаямы в Крия Йоге Ом и Сохам
крии. Эти Крии очень тонки и легки для большинства практикующих. Они очень
эффективны, быстро принося перемены и проникая глубоко в разум почти без
усилий. В современном мире большинство людей плохо приспособлены для сложных
физических упражнений, таким образом, эти Ом и Сохам Крии легки и действенны,
будучи специально созданными для выполнения без напряжения. В действительности
очень быстро они перезаряжают и расслабляют человека, который их практикует.
Также существует дополнительный набор Крий, который действуют непосредственно
на чакры (психические центру внутри ума). Это позволят добиться быстрого
духовного прогресса.
Слово Ом имеет множество значений. Оно олицетворяет пламя и свободу от
цикла рождений и смерти. Одно из значений – «добро пожаловать к богу», другое – «да
благословит тебя блаженство просветления». Сущность всех мантр и происхождение
всего сущего рассматривается как священный звук Ом. Крии, выполненные с Ом,
активируют духовные энергии таким образом ведя быстрому общему духовному
развитию.
Практика пранаямы была соединена с историей о принце, которого держали
узником в высоком замке. У ворот замка дежурила охрана, которая охраняла
принца. Принц мог разглядеть из окна землю, но было слишком высоко, чтобы
спрыгнуть. Принц хотел сбежать, но один из слуг пришел с веревкой освободить
его. Однако проблема была в том, чтобы дать ему конец веревки. Слуга стоял
внизу, в то время как принц был высоко в замке. У принца было лишь несколько
нитей. Он попросил слугу принести много разных веревок тонких и толстых. Когда
слуга их принес, принц спустил вниз тонкую нить слуге и тот привязал чуть более
толстую нить. Принц втянул нить, а затем слуга привязал к ней еще более
толстую, и принц снова втянул ее. Так это продолжалось, пока принц не поднял
веревку, которую он привязал к колонне и спустился вниз на свободу. Дыхание это
та тонкая нить, которую мы все держим в наших руках, и с регулярными практиками
каждый из нас может освободить себя из этого цикла рождений и смертей.
Простое упражнение
Одно из самых простых упражнений, которое можно выполнять для очищения ума, сосредоточения и умиротворения, называется дыхание один к одному (1:1). Дыхание должно быть диафрагмальным. Начинайте с выдоха. Выдыхайте, считая до десяти, а затем вдыхайте столь же долго. Когда вы закончите, понаблюдайте, как изменилось состояние ума и качество дыхания.
Мой опыт говорит о том, что пранаяма дает очень быстрые изменения. Даже одно двухчасовое занятие с учителем приносит свои результаты незамедлительно. Тем не менее, имеет смысл проделать весь недельный курс занятий (10 часов), чтобы эффект был устойчивей. Регулярная же практика сделает из вас счастливого здорового долгожителя.
Одно из самых простых упражнений, которое можно выполнять для очищения ума, сосредоточения и умиротворения, называется дыхание один к одному (1:1). Дыхание должно быть диафрагмальным. Начинайте с выдоха. Выдыхайте, считая до десяти, а затем вдыхайте столь же долго. Когда вы закончите, понаблюдайте, как изменилось состояние ума и качество дыхания.
Мой опыт говорит о том, что пранаяма дает очень быстрые изменения. Даже одно двухчасовое занятие с учителем приносит свои результаты незамедлительно. Тем не менее, имеет смысл проделать весь недельный курс занятий (10 часов), чтобы эффект был устойчивей. Регулярная же практика сделает из вас счастливого здорового долгожителя.
No comments:
Post a Comment